Нейросети становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Они отвечают на вопросы, создают картины, редактируют тексты, придумывают игры, пишут музыку, сочиняют стихи. Школьники используют искусственный интеллект (ИИ) для выполнения домашек и рефератов. На контрольных теперь списывают не у соседа по парте, а у нейросети. Студентам нейросеть облегчает жизнь при написании презентаций, курсовых, а порой и дипломных работ. Большинство молодых людей говорят, что использование ИИ помогает в учебном процессе и позволяет экономить время. Если раньше на сбор информации уходили дни и даже недели, то теперь всё можно сделать за несколько минут.
Запретить нельзя разрешить
Впервые об использовании нейросетей в студенческой среде заговорили в 2023 году. Тогда студент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) написал дипломную работу с помощью чат-бота ChatGPT за вечер и успешно окончил вуз. «Руку» искусственного интеллекта преподаватели не заметили, а дипломная работа прошла проверку на плагиат, пишут «Известия». Позже молодой человек сам признался в «афере», выложив пост в соцсеть. Этот прецедент вызвал бурю обсуждений и негодований. Однако руководство вуза решило не лишать диплома студента, но предложило ограничить доступ к ChatGPT в образовательных организациях. Сегодня эта история уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим, а использование нейросетей в учебных целях перестало кого-либо удивлять. В Сети есть множество инструкций, подробно объясняющих, как писать большие учебные работы с помощью ИИ. Между тем в вузах разворачивается настоящая битва за будущее. Преподаватели ищут способы отличить студенческую работу от машинной. Студенты осваивают ChatGPT быстрее, чем учебные дисциплины. Ректоры вводят «цифровых тьюторов» и разрешают использовать ИИ в дипломах. Такова реальность, пишет «КоммерсантЪ». Проблема использования нейросети студентами актуальна во всём мире. В Великобритании в учебных целях ИИ использует 92% студентов — против 66% год назад. Схожие цифры приводятся по США, Франции и Германии. Многие университеты, включая Оксфорд и Кембридж, объявили академическим нарушением использование ИИ для выполнения заданий. Другие пересматривают свою политику в отношении использования плагиата. А в некоторых вузах вообще возвращаются к истокам — письменным работам и устным тестам в аудитории. Кстати, в сервис «Антиплагиат», через который сегодня «прогоняют» все студенческие работы, добавили функцию распознавания текстов, сгенерированных ИИ. А это значит, что курсовые и дипломные работы, авторы которых пользовались исключительно «услугами» нейросетей, не смогут пройти проверку
Нейросети меняют высшее образование
В России на законодательном уровне использование ИИ в образовании никак не регулируется. Свои нормы и правила учебные заведения пытаются выстроить самостоятельно: разрабатывают официальные положения и регламенты по использованию ИИ. Эксперты, в свою очередь, предлагают изменить критерии оценки студенческих и научных работ, а также прописать чёткие правила использования нейросетей. Дискуссии об уместности и роли искусственного интеллекта в получении высшего образования продолжаются и, похоже, не закончатся ещё очень долго. Среди преподавателей Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета (БФ ПНИПУ) отношение к нейросетям неоднозначное. По словам доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой АТП БФ ПНИПУ АНДРЕЯ ЗАТОНСКОГО, использование студентами ИИ применительно к высшему техническому образованию имеет несколько точек зрения. Это прежде всего инструмент, который при правильном применении может оказаться весьма полезным в образовательном процессе и научной деятельности. «Мне неизвестна нейросеть, в которую, как в платного решателя задач-человека, можно «закачать» нужную методичку, чтобы получить решение точно в соответствии с нею. То есть в процессе изучения специальных дисциплин нейросети могут что-то подсказать, но окончательный результат будет формировать студент «через голову» и «через руки», — отмечает АНДРЕЙ ЗАТОНСКИЙ.— Нейросети могут использоваться как инструмент решения каких-либо задач. И у нас таких задач решено много. Например, определение уклонения горно-выемочной машины, распознавание защитных масок на лицах (есть они или нет, правильно надеты или неправильно), распознавание номеров автобусов в посёлке Зырянка и сопоставление их с расписанием, распознавание положения пеногона флотационной машины на «Уралкалии» и так далее».
Профессор подчёркивает, что нейросети, по сравнению с традиционными «алгоритмическими» методами, местами оказываются более эффективными: проще настраиваются («обучаются»), иногда точнее работают, а порой работоспособны в более широких пределах. Но может быть и наоборот. Всё зависит от конкретной задачи и способностей создателя нейросети.
«Нужно ли строго регламентировать способ использования нейросети — вопрос непростой. С одной стороны, в последнее время ширится тренд на запреты всего, чего угодно, о чём несколько лет назад мы и не подозревали. В этом направлении работает система «Антиплагиат», которая недавно стала выдавать предупреждение о том, что текст похож на сгенерированный ИИ. С другой стороны, мы же не заставляем теперь школьников на экзаменах по физике умножать столбиком или находить синус по таблицам Брадиса? Все привыкли к тому, что есть калькуляторы, — продолжает рассуждать АНДРЕЙ ЗАТОНСКИЙ.— Когда-нибудь люди привыкнут к тому, что есть нейросети. Ведь, по сути, при генерации текста по задаче нейросеть делает почти то же самое, что интернет-поисковик, просто старается оформить ответ правильным образом. Компетентность выпускника по условной философии при этом, конечно, растёт не очень. Но если человек через сколько-то десятилетий получит возможность постоянного выхода в интернет просто усилием мозга, как мы сейчас пользуемся Яндексом, то отличить его умозаключения от пересказа генерации ИИ станет невозможно. Не исключено, что это будет настолько же правильно, как и переход логарифмической линейки к инженерному калькулятору или компьютеру». Одним словом, если студент не перекладывает свою работу на ИИ, а грамотно использует его как полезный инструмент, то это заслуживает только одобрения и поддержки.

Плюсы и минусы применения ИИ в образовании
Положительные стороны:
- Персонализированное обучение — возможность адаптации учебного процесса и материалов под индивидуальные потребности каждого школьника или студента
. • Доступность и гибкость. Студенты могут учиться в удобное для них время и в своём темпе, что особенно важно для тех, кто совмещает учёбу с работой.
- Интеллектуальные репетиторы. Нейросети (например, всем известный ChatGPT) способны объяснять сложные темы, отвечать на вопросы и давать рекомендации по дополнительным материалам. Это особенно полезно для родителей школьников и студентов, которые не всегда могут оплачивать дополнительные занятия с репетиторами.
Недостатки и риски:
- Снижение мотивации. Когда алгоритм всегда под рукой, у учащихся может исчезнуть стимул к самостоятельному поиску решений и развитию критического мышления.
- Зависимость от технологий. Если учащиеся будут полагаться исключительно на ИИ, это может негативно сказаться на их способности к решению задач без помощи внешних инструментов, что в будущем может стать серьёзным препятствием.
- Неточность и ненадёжность. Несмотря на развитие ИИ-систем, возможны ошибки в анализе данных или в генерации ответов, что может привести к неверным выводам и оценкам.
ИТОГ:
Ценность нейросетей огромна. Важно уметь ими пользоваться, не теряя при этом себя, — включать критическое мышление, анализировать полученные результаты. Позиция молодого поколения в этом вопросе вполне разумна, пишет «АиФ». Так, согласно исследованию NtechLab, большая часть опрошенной молодёжи не воспринимает ИИ как бесконтрольный алгоритм, наоборот, 71% называют его «пластилином в руках человека». Главное — лепить с умом, чтобы конечный результат был плодом вашего интеллекта, а не искусственного.
Неделя.ru / пятница, 12 сентября 2025 г. / №34

 
								
									 
								
									 
								
									 
								
									