A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Вниманию читателей предлагается обзор литературы, посвященный самостоятельной работе студентов в вузе, которая является одной из составляющих образовательного процесса при получении высшего образования.

Студент вуза: технологии обучения  и профессиональной карьеры: учебное пособие / под ред.С.Д.Резника. – Москва: ИНФРА-М, 2013. – 509 с. В России остро стоит проблема трудоустройства выпускников вузов. Она связана с ужесточающейся конкурентной борьбой за рабочие места, требующей профессионализма, знаний и мастерства. Востребованность выпускников на рынке труда является одним из основных показателей успешной деятельности вузов. Обучить студента практическим навыкам деятельности в рамках аудиторных занятий в полной мере невозможно. Решение проблемы можно достичь только путем эффективного использования различных форм внеаудиторной работы со студентами, их участия в реальной практической деятельности и умению их самостоятельно осваивать учебный материал для максимальной пользы для себя и общества. В книге рассматриваются технологии жизнедеятельности молодых людей, поступивших в высшие учебные заведения, позволяющие студентам младших курсов активно включиться в учебный процесс и практическую деятельность, получить работу по специальности еще в период обучения в вузе. Особое внимание уделено современным технологиям обучения в вузе, эффективного использования своих способностей и времени, формирования личной конкурентоспособности и предприимчивости. Достаточно подробно рассказывается об особенностях учебных семестров, как организовать свои занятия и повторять пройденный материал, как самостоятельно работать с учебной литературой (с техникой активного, быстрого или рационального чтения), как готовиться к экзаменам во время сессии, как формировать цели жизни и карьеры, как беречь свое время и укреплять свое здоровье, чтобы сохранить эмоционально-волевые резервы работоспособности .Отдельные главы книги посвящены правилам и культуре поведения в вузе, адаптации к условиям проживания в общежитии, общению с руководством вуза и преподавателями, выбору профессии и умению зарекомендовать себя перед работодателем, умению добиваться успехов на работе и продвижению в профессиональном росте. В конце учебного издания содержится библиографический список литературы, глоссарий с основными терминами вузовского образования, различные приложения (пример студенческого резюме, пример отчета студента-дипломника о практической деятельности и др.) Книга будет полезна студентам младших курсов вузов, а также может представлять интерес для преподавателей, заведующих кафедр и деканов высших учебных заведений.

 Волкова, О.А. Самостоятельная работа студентов: учебное пособие /О.А.Волкова. – Москва: РУСАЙН, 2020. – 168 с. Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса в высшем учебном заведении. Модернизация российского образования предполагает повышение роли самостоятельной работы студентов над учебным, исследовательским и практическим материалом. Особое внимание в книге уделяется самостоятельной работе студентов первого курса, так как бывшие школьники не готовы вести ее в новом качестве и в гораздо большем объеме по сравнению с школой. Определенные трудности испытывают и студенты заочных отделений, которые не имеют возможности регулярно встречаться с профессорско-преподавательским составом и вынуждены осваивать учебный процесс самостоятельно. В книге рекомендуются такие методы и приемы по освоению сбора и обработки информации, как реферирование и конспектирование, изготовление схемы-записи и аннотирование, цитирование и рецензирование, подготовка выписок и составление тезисов, составление резюме и подготовка глоссария и др. Учебное пособие включает две главы. В первой части идет речь о теоретических основах самостоятельной работы студентов, о профессиональном самоопределении студентов и форме организации учебного процесса как самостоятельной работы. Вторая часть книги посвящена различным видам самостоятельной деятельности. Это вопросы организации самостоятельной работы, содержание и формы самостоятельной работы на различных этапах обучения, представление материала в письменных студенческих работах, самостоятельная деятельность студентов в процессе прохождения практики, индивидуальная и коллективная научно-исследовательская деятельность, подготовка и защита курсовой и выпускной квалификационной работ, а также использование компьютерных технологий в самостоятельной работе студентов. В качестве приложений в учебном пособии представлена схема рецензии студента на письменную работу, подготовленную другим обучающимся; требования к содержанию и структуре курсовой и выпускной квалификационной работы: слова и выражения, рекомендуемые студентам для использования в письменных работах и устных выступлениях; типичные ошибки в написании учебных работ и другие полезные сведения. Изложенный в книге практический опыт форм организации и навыков самостоятельной работы студентов способствует стимулированию профессионального роста студента и его компетенции как будущего специалиста, готового к конкуренции на рынке труда.

 

Хребина, С.В. Развитие личностной готовности студентов к построению успешной карьеры: учебное пособие /С.В.Хребина,Р.Н.Юндин. – Москва: КНОРУС, 2017. – 200 с. В настоящее время возросла потребность общества в специалистах, способных принимать самостоятельные решения, готовых взять на себя ответственность в любой профессиональной ситуации, умеющих ставить цель и выбирать оптимальный путь достижения этой цели в условиях динамично меняющейся социально-экономической ситуации. Современная образовательная среда характеризуется тем, что ни систему образования, ни потребителя образовательных услуг не устраивает уровень личностной готовности к профессиональной деятельности и социализации выпускников вузов. Высшее профессиональное образование в этих условиях стоит перед необходимостью перехода от традиционной системы подготовки специалистов к более гибкой (инновационной), позволяющей формировать специалиста, восприимчивого к изменениям в сфере труда, способного определяться и действовать в ситуациях неопределенности и противоречивости, ориентированного на творческий подход  к делу, обладающего высокой культурой мышления, профессиональными компетенциями и личностной готовностью к построению успешной профессиональной карьеры. В предлагаемом учебном пособии приводятся результаты теоретического и эмпирического исследования, на основе которых авторы делают вывод о психологической характеристике готовности личности к профессиональному росту. В первой части книги представлен теоретико-методологический анализ проблемы профессиональной карьеры в отечественной и зарубежной психологии, психолого-педагогические предпосылки успешного формирования личности в студенческом возрасте. Во второй главе учебника показаны практические исследования, основанные на наблюдениях и человеческом опыте в области психологических детерминант личностной готовности студентов к построению успешной карьеры в условиях вуза, структуре и модели развития этой готовности. Заканчивается книга рядом интересных практических приложений, например: анкета профессионала, тест о способностях самоуправления, методика диагностики мотивационной структуры личности и др. Адресовано данной издание студентам вузов, аспирантам, преподавателям, а также оно будет полезным специалистам в области образования, психологии и педагогики.

Волков, Ю.Г. Самостоятельная работа студентов: практическое пособие /Ю.Г.Волков, А.В.Лубский, А.В.Верещагина. – Москва: КНОРУС, 2020. – 142 с. В рамках познавательно-развивающей парадигмы образования особое значение приобретает организация самостоятельной работы студентов как источник активизаций ее творческого потенциала. Информационно-коммуникативные технологии дают возможность вывести эту работу на качественно новый уровень. В организации самостоятельной работы студентов в высшей школе значимая роль отводится и преподавателю, как задающему алгоритм самоорганизации студентов в учебном процессе, позволяющему стать им равноправными участниками интерактивных, игровых, медиатизированных и других технологий образовательных форм обучения. Данное учебное пособие ориентировано на решение таких задач как формирование у студентов культуры самостоятельной и исследовательской работы; повышение креативного потенциала студенческой молодежи; активации познавательной активности студентов и формирования у них культуры проектной деятельности; развития самостоятельного мышления и умения применить теоретические знания на практике и др. В современном учебно- образовательном процессе выделяется довольно много видов самостоятельной работы студентов, которые можно поделить на две группы – учебную и исследовательскую. Согласно этому разделению и расположен материал учебного пособия. В первом блоке книги содержится информация о том, как организовать библиографический поиск учебной и научной литературы, как правильно читать письменные тексты, как правильно организовать подготовку к учебным докладам, учебным дебатам, рефератам, к семинарским занятиям, экзаменам и презентации, как решать логические задачи и готовить концептуальные ответы на учебные вопросы. Вторая часть книги посвящена непосредственно самостоятельной исследовательской работе студентов, к которой относятся методология и методика исследовательской работы учащихся, подготовка научных докладов, тезисов научных взглядов, написание научных статей и курсовых работ, подготовка выпускных квалификационных работ. Все виды самостоятельных работ студентов рассматриваются довольно подробно. Авторы издания желают всем студентам, познакомившимся с их книгой, стать конкурентоспособными специалистами, добиться успеха в профессиональной деятельности и стать ответственными людьми в сфере воспроизводства культурного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.

Как работать и учиться в вузе: секреты успеха: учебно-методическое пособие/ под ред. В.М.Соколинского. – Москва: КНОРУС,2016. – 214 с. Вузовская система образования охватывает широкий спектр подготовки специалистов по различным направлениям. По мере развития общества перемены неизбежны в сфере обучения практически любой специальности. Предлагаемое учебное издание подготовлено в целях обучения молодых преподавателей, аспирантов, студентов определенным правилам и приемам эффективной работы в вузе. Цель пособия – дать методические советы и рекомендации, дифференцируя их по разным группам обучающихся. Так в главе «Студент в вузе: школа деловой и психологической подготовки» идет речь о том, как достичь успехов в учебе, как слушать лектора и конспектировать материал, как выступать на семинарских занятиях. Здесь же даются рекомендации студентам о способах подготовки к занятиям и рационального использования свободного времени, о подготовке к экзаменам и групповым методам обучения. Особое внимание уделено позитивному имиджу студента и способам его формирования (одежда и манера общения грамотная речь и этикет, активность на учебных занятиях и взаимоотношения с преподавателями). Последний раздел книги посвящен умению профессионально иллюстрировать научный текст, что является нормативом для студента. Подробно рассматривается методика использования схем, диаграмм и графических информационных инструментов, способы использования статистических таблиц и фотоматериала для иллюстрации образов и событий, оформление структурированного текста. В каждой главе пособия предлагаются контрольные вопросы для самопроверки и контрольные задания. В книге имеется также список литературы и ресурсов Интернета, различные приложения, например: образец написания рецензии на учебное пособие, перечень лучших университетов мира и др. Учебное пособие может быть использовано читателями как информационный источник с целью получить новый методический опыт и для повышения эффективности учебы в вузе.

Кукушкина, В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): учебное пособие /В.В.Кукушкин. – Москва: ИНФРА-М, 2012. – 265 с. Специалист с высшим образованием, удовлетворяющий требованиям современного общества, должен быть творческой личностью, способной соединять природные, инвестиционные и трудовые ресурсы в единый эффективный производственный процесс, принимать оригинальные решения, которые определят новые направления развития производства. Он должен иметь положительную установку на новации в сфере управления, науки и производств, быть готовым к риску. Качества, обеспечивающие конкурентоспособность специалистов с высшим образованием на рынке труда, формируются при органическом единстве учебного процесса и научно- исследовательской деятельности студента. Предлагаемое учебно-методическое пособие состоит из пяти разделов. Первая часть книги знакомит с содержанием и целями НИРС, в которой идет речь об общих положениях НИРС и направлениях научно- исследовательской работы, формах и принципах организации НИРС. В других разделах рассматриваются фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы и методы оценки научно-технических результатов этих работ. Особое внимание уделяется информационному обеспечению НИРС, к которому относится мониторинг и поиск литературных источников по выбранной теме научной работы, сбор первичных данных и методы анкетирования В четвертой главе содержится информация по анализу и результатам НИР: методика организации исследовательского процесса, определение цели и задачи проекта НИР, структура отчета. Последняя часть книги посвящена путям совершенствования научно-исследовательской работы студентов в вузе: методическому обеспечению НИРС, процедуре формирования тем НИР, экспертной комиссии факультета. Здесь же предлагается примерный перечень магистерских диссертаций в области государственного и муниципального управления, социального прогнозирования и управления персоналом. В учебном пособии представлен также перечень основных понятий и терминов, список литературы и ряд практических приложений по составлению отчета о научно-исследовательской работе и оформлению титульного листа. Ознакомившись с пособием, студенты уяснят аналитические, постановочные, поисковые и синтезирующие элементы научной работы, научатся правильно писать отчеты о НИР, писать резюме для устного выступления. Практические задания, представленные в учебнике, помогут закрепить навыки типологизации и классификации предметов исследований, организации материалов и написанию научной работы.

Куклина, Е.Н. Организация самостоятельной работы студента: учебное пособие для вуза /Е.Н.Куклина, М.А.Мазниченко, И.А.Мушкина. – Москва: Юрайт, 2019. – 235 с. Настоящее пособие адресовано обучающимся очной и заочной форм обучения всех направлений подготовки, а также может быть использовано преподавателями для более эффективной организации самостоятельной работы студентов по учебным дисциплинам. Издание состоит из трех разделов: первый раздел знакомит читателя с продуктивными и непродуктивными сценариями обучения (местом самостоятельной работы студентов в реализации образовательных программ высшего образования, организацией самостоятельной работы и ее научной составляющей), во втором разделе представлена учебная деятельность как вид самостоятельной работы обучающихся (поиск информации и работа с научной литературой, подготовка к семинарским, лабораторным занятиям и коллоквиумам, подготовка к экзаменам и пр.), третий раздел посвящен организации научно-исследовательской деятельности студентов (особенностям научного творчества, теоретическим и логическим методам исследования, написанию выпускной квалификационной работе). В результате изучения материалов данного учебного пособия студент должен узнать об особенностях, целях , основных видах и компонентах самостоятельной работы, освоить методы научной организации труда и способы использования справочно-библиографического аппарата библиотек и поиска информации в сети Интернет, узнать правила конспектирования лекций и письменных источников, овладеть правилами запоминания информации и особенностями чтения, ознакомиться с требованиями к выполнению основных видов записи прочитанного (тезисами, выписками, аннотациями, рецензиями), приобрести навыки анализа учебных и научных текстов, освоить правила публичного выступления, участия в учебных дискуссиях и методы организации научно-исследовательских работ, узнать об особенностях при выполнении курсовой и дипломной работы. Также студент должен уметь правильно планировать, рационально организовывать свою самостоятельную работу и осуществлять ее самоконтроль, самостоятельно обобщать и систематизировать информацию, сравнивать различные точки зрения и уметь грамотно   аргументировать и отстаивать свое мнение в дискуссионных мероприятиях. Каждая глава книги заканчивается контрольными вопросами и заданиями для самопроверки знаний. Навыки самостоятельной работы, освоенные в вузе, пригодятся в дальнейшем выпускнику и специалисту в любой работе и просто в жизни. Авторы учебного пособия, представители профессорско-преподавательского состава Сочинского государственного университета, желают читателям-студентам продуктивной самостоятельной работы и успешного построения профессиональной карьеры.

Затонский, А.В. Научно-исследовательская работа студентов: учебно-методичское пособие /А.В.Затонский. – Пермь: Издательство ПНИПУ, 2017. – 40 с. В предлагаемом пособии изложены основные принципы научной работы студентов, включающие основы науковедения, моделирования, прогнозирования, сведения о поиске научной информации в сети Интернет, процессе создания и оформления научных статей. В качестве конкретной задачи студентам предлагается создать многофактурную модель социально-экономической системы и с ее помощью оценить перспективы развития системы и возможности по управлению ею. Для этого приведен обширный теоретический материал о методах создания моделей, их верификации, прогнозировании и оценке полученных результатов. Достаточно подробно в учебном издании рассматривается процесс написания научной статьи: как формируется структура научной статьи, определение ее заголовка, «алгоритм» написания статьи и улучшение ее текста, а также оформления списка литературы. Отдельный раздел пособия посвящен требованиям к структуре по оформлению научной работы (титульный лист, аннотация к работе, правила по использованию шрифтов, рисунков, графиков, таблиц и пр.). Цель данного пособия состоит в формировании у студентов представления о научно- исследовательской работе и получения навыков элементарных исследований.

 

Октябрь 2025г.

1000005789 min